Горячая линия Горячая линия
+7 (8712) 29-41-87

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике за 2 квартал 2017 года

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чеченской Республике

 

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике за 2 квартал 2017 года

 

1. Общая часть

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике (далее - Управление) подготовлен в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденными на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольно-надзорной деятельности».

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Управлением организовано проведение ежеквартальных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований, входящих в компетенцию Роспотребнадзора.

2. Результаты правоприменительной практики, статистика типовых и

массовых нарушений обязательных требований при проверках во 2 квартале 2017 года.

Мероприятия по контролю во 2 квартале 2017 года  были проведены в отношении  31 субъекта предпринимательской деятельности, что на 60 проверок меньше чем в 1-ом квартале, из них плановых проверок-16, внеплановых 15.

Плановые проверки были проведены исключительно в отношении предпринимателей осуществляющих медицинскую и  образовательную деятельность, кратность проведения которых определена Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".

Из общего числа внеплановых проверок по проверке предписаний проведено 14 проверок. По Приказу руководителя Роспотребнадзора Поповой А.Ю.  от 13.03.2017 года « О проведении внеплановых выездных проверок в период подготовки и проведения оздоровительной кампании 2017 года» проведена 1 проверка в отношении ООО «Ясин» (проверка проводилась на предмет поставок продуктов питания в детские оздоровительные учреждения). При проведении проверки нарушения установленного законодательства в данной сфере деятельности не установлены.

Сведения о типовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению:

1.Основными нарушениями в сфере образовательной деятельности явились:

отсутствие ограждения территории школы, что является нарушением требований  п. 3.1.  СанПиН 2.4.2.2821-10 (территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена);

не все классные  доски имеют лотки для задержания меловой пыли хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей, что является нарушением требований п.5.7. СанПиН 2.4.2.2821-10 (классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей);

 отсутствие цветовой маркировки учебной мебели, что является нарушением требований п.5.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 (для подбора  учебной мебели соответственно росту обучающихся производится цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос);

наличие неисправных приборов  в санитарных узлах, что является нарушением требований п.8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 (в соответствии которого здания общеобразовательных организаций должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения);

обнаружены помещения, стены которых  имеют признаки поражения грибком, что не допускает проводить уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, что является нарушением требований  п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 (согласно требованию п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 (потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств);

не проводится ежедневный «утренний фильтр» детей с целью выявления больных гриппом и ОРВИ, что является нарушением п3.1 СП 3.1.2. 3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" - Выявление больных гриппом и ОРВИ и лиц с подозрением на эти заболевания проводится медицинскими работниками медицинских организаций и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность:

•        при обращении к ним населения за медицинской помощью;

•        при оказании населению медицинской помощи на дому;

•        при ежедневном приеме детей в детские образовательные организации;

•        при медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больным гриппом;

-отсутствуют программы (план) производственного контроля, что является нарушением требований  п. п. 1.5, 2.6 СП 1.1.1058-01. Данное нарушение наиболее часто встречающееся, поэтому были даны более подробные разъяснения «как нужно делать»:

 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами; 

-в  гардеробных отсутствуют скамейки и ячейки для обуви, что является нарушением требований п.4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 (гардеробы оснащаются  вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки);

 -при спортивных залах не предусмотрена раздевальная для девочек, что является нарушением требований гл.5 пп 5.19.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.(при спортивных залах оборудуются раздевальные для мальчиков и девочек душевые, туалеты);

-уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) не промаркирован сигнальной маркировкой (красного цвета), что является нарушением требований п.12.11. СанПиН 2.4.2.2821-10.(уборочный инвентарь для уборки  санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря).

2.Основными нарушениями при осуществлении деятельности медицинских организаций явились:

     -журналы  учета  работы  бактерицидных   установок  ведутся  не  по  форме, т.е.  нет  паспортных  данных  (ресурс, мощность  и  тип  лампы) что является нарушением  п.11.12  гл. 1  СанПиН  2.1.3.2630-10,  п.п. 8.1, 8.2   Р  3.5.1904-04  «Использование  ультрафиолетового  бактерицидного  излучения  для  обеззараживания  воздуха  в  помещениях»

- не соблюдается п.4.1 раздела V СанПиН 2.1.3.2630-10 к размещению оборудования.

-руководством медицинских организаций своевременно не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением требований    п. 1.7. гл. 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, в соответствии которого администрация ООМД обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами.

  -медицинские работники допускаются к работе без прохождения медицинских осмотров, что является нарушением требований гл. 1 п.15 п.15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, согласно которым персонал ООМД должен проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, с оформлением акта заключительной комиссии; Приказ МЗ и социального развития  России от 12 апреля 2011 г. № 302н;

-не разрабатываются планы профилактических и противоэпидемических мероприятий внутрибольничных инфекций, отсутствуют протоколы заседаний комиссии по ВБИ, что является нарушением требований п.9.1 гл. 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.

  -при оказании платных медицинских услуг не выполняются требования п.11 «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006, которым предусмотрено  предоставлять посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человек.

  -допускается смешивание  отходов класса «А» и «В» в общую емкость что является нарушением требований п. 3.3 гл. 3 СанПиН2.1.7.2790-10.

    -выявлены факты осуществления медицинской деятельности без санитарно-эпидемиологического заключения, что является нарушением требований п. 1.3 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и  статьи 40 ФЗ от 30.03.1999г. №52.

     

 

3.Проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли и  общественного питания во 2-ом квартале Управлением не проводились.

Сведения о наложенных по результатам указанных мероприятий мерах

административной и иной публично-правовой ответственности.

Всего составлен 21 протокол об административном правонарушении.

Вынесено  постановлений о назначении административного наказания, в том числе в виде штрафа 20, в виде предупреждения - 1. Наложено 124 тыс.руб. Исполнено  постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа по материалам Управления на сумму 78 тыс.руб.  Одно дело о приостановлении деятельности  направлено в суд.

При квалификации правонарушений чаще всего применялись статьи 6.3., 6.4., 6.7.

Из числа вынесенных постановлений об административных правонарушениях 1 постановление вынесено в форме предупреждения.

 

До сведения предпринимателей доведены законодательные послабления для малого и среднего бизнеса, прописанные в Федеральном законе от 03.07.16 № 316-Ф.  Речь шла о замене административного штрафа на предупреждение, если правонарушение было совершено впервые.

Для этого были внесены изменения в ст. 1.4, 3.4, 4.1 КоАП РФ и введена новая ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Предупреждение

Как гласит п. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Согласно п. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

По смыслу этих норм, предупреждённое лицо фактически освобождается от материального наказания, но должно будет самостоятельно исправить то, из-за чего оно получило предупреждение.

Конкретных сроков для этого в КоАП РФ не установлено, из чего можно предположить, что этот срок должен быть разумным и достаточным.

Если же новая проверка снова выявит рассмотренное нарушение, то очевидно, что оно будет считаться повторным.

Кого освобождают?

Предпринимателей, юридических лиц, а также их работников, если предприниматели и компании относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Причём к работникам относятся и руководители компаний — п. 3 ст. 1.4 КоАП РФ.

Условия для замены штрафов

Самое главное — правонарушение должно быть совершено впервые.

Перечень правонарушений и наказаний за них приведён в Разделе II КоАП РФ.

Если в тексте конкретной статьи есть указание на возможность применения предупреждения, то к малому и среднему бизнесу должно применяться предупреждение.

А вот в том случае, если в тексте конкретной статьи такого вида наказания, как предупреждение нет, то для малого и среднего бизнеса как раз и применяется льгота в виде замены административного штрафа предупреждением.

         Статья 14.43ч.1 КоАП

Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46-1, 20.4

При этом должны также соблюдаться следующие условия:

 - отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;

- отсутствие угрозы безопасности государства;

- отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- отсутствие имущественного ущерба.

Не может быть заменён административный штраф на предупреждение только по ограниченному количеству статей:

ст. 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

ст. 14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

ст. 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

ст. 14.33. Недобросовестная конкуренция;

ст. 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации;

ст. 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;

ст. 19.5.1. Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму;

ст. 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

ст. 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля;

ст. 19.8.2. Непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

ст. 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт;

ст. 19.27. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета;

ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

ст. 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего;

ст. 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса;

ст. 19.33. Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования. 

Как видите, наиболее вероятным для малого и среднего бизнеса является столкновение с правонарушениями по ст. ст. 19.5, 19.6 и 19.33.

По всем остальным статьям Раздела II, в принципе, можно получить обычное предупреждение.

Рассмотрим, например, новую редакцию — Федеральный закон от 03.07.16 № 290-ФЗ - ст. 14.5 КоАП РФ, посвящённую нарушениям в сфере применения ККМ.

Так, например, в обновлённом п. 2 этой статьи указано, что неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчёта, произведённого без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.; на юридических лиц - от 3/4 до одного размера суммы расчёта, произведённого с использованием наличных денежных средств или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Как видите, здесь не предусмотрено такое наказание как предупреждение. Статья входит в Раздел II КоАП РФ. Следовательно, можно предположить, что для лиц малого и среднего бизнеса, совершивших данное правонарушение в первый раз, возможно назначение наказания в виде предупреждения на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ.

А вот применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий её перерегистрации, порядка и условий её применения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 руб.; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

Так как здесь наказание в виде предупреждения уже предусмотрено, то к лицам малого и среднего бизнеса, совершившим такое правонарушение впервые, должно применяться именно оно.

Кроме того, послабление для малого и среднего бизнеса прописано в Федеральном законе  N 277-ФЗ ОТ 03.07.2016 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", который вступил в силу  с 01 января 2017 года.

Так например, с 1 января жалобы потребителей в Роспотребнадзор рассматриваются по-новому

Изменились  требования к рассмотрению Роспотребнадзором обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Причем, в случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения  внеплановой проверки, но имеются обоснованные сомнения в авторстве такого обращения или заявления, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки.


Так  же  с  01  января  2017  года   вышеуказанным  Федеральным  законом устанавливается,  что  Роспотребнадзор (его  территориальные  органы)   вправе  обратиться  в  суд с  иском   к  соответствующему заявителю о взыскании  расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Организация деятельности