Горячая линия Горячая линия
+7 (8712) 29-41-87

В Управлении Роспотребнадзора по Чеченской Республике проведено публичное обсуждение результатов правоприменительной практики за 2 квартал 2017 года

                                                                                                               


В Управлении Роспотребнадзора по Чеченской Республике проведено публичное обсуждение результатов правоприменительной практики за 2 квартал 2017 года

 

 

13.07.2017 года в здании Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики  Управления Роспотребнадзора по Чеченской  Республике за 2-ой квартал 2017 года. Публичные слушания проводились  во исполнение   Протокола заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21 февраля 2017 г. № 13(2).

Целью данного мероприятия явился всесторонний анализ правоприменительной практики и судебных споров при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, проведенных специалистами  Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике.

В совещании приняли участие:

Старший прокурор отдела по надзору исполнения федерального законодательства юрист 1-го класса Артур  Адланович Тагаев;

Помощник Главы Чеченской Республике Алиев Тамерлан Магомедович;

Представитель торгово-промышленной палаты Чеченской Республики Хаджиев Увайс Салаудинович;

Представитель Совета Чеченского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ Даутмерзаев Адам Хасмагомедович;        

Руководитель Аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике Мутушев Ахмед Вахаевич;   

Представители Комитета Правительства Чеченской Республике по малому бизнесу и предпринимательству Шавхалов Зураб Магомедович, Алиев Магомед;

Также на публичные слушания приглашены предприниматели, в отношении которых в 2-ом квартале были проведены контрольно-надзорные мероприятия и должностные лица Управления, непосредственно осуществляющие эти  функции. Всего на слушаниях было 55 человек, из них 10 предпринимателей.    

После вступительного слова руководителя Управления Термулаевой Р.М. состоялась презентация доклада  по правоприменительной практике, в котором, в том числе, были указаны  сведения о:

типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению;

проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю;

наложенных по результатам указанных мероприятий мерах административной и иной публично-правовой ответственности;

результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Управления и его должностных лиц;

о соблюдении обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным ("как делать нужно (можно)"), в котором, в том числе, были отражены:

разъяснения неоднозначных или не ясных для подконтрольных лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах;

разъяснение новых требований нормативных правовых актов и т.д.

По завершении доклада выступил старший прокурор отдела по надзору исполнения федерального законодательства юрист 1-го класса Артур  Адланович Тагаев. В своем выступлении Тагаев А.А. указал на необходимость применения риск-ориентированного подхода при формировании плана проведения плановых проверок на 2018 год, что как следствие приведет к сокращению надзорных мероприятий в отношении предпринимателей.

Со стороны предпринимателей поступали вопросы, в основном, по разъяснению нормативных правовых актов.

Заседание длилось с 10.00 до 12.00.

В реестре хозяйствующих субъектов Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике  (далее - Управление) зарегистрировано 3455 предпринимателей.

 

Специалистами Управления в течение 1-го квартала 2017 года в отношение предпринимателей Чеченской Республики была проведена 91 проверка, из них плановых проверок-5, внеплановых 86.

Плановые проверки были проведены исключительно в отношении предпринимателей осуществляющих медицинскую и образовательную деятельность, кратность проведения которых определена Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".

Из общего числа внеплановых проверок по проверке предписаний проведено 17 проверок, по Приказам руководителя Роспотребнадзора Поповой А.Ю. (Приказ Роспотребнадзора от 13.03.2017 года « О проведении внеплановых выездных проверок в период подготовки и проведения оздоровительной кампании 2017 года»; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 ноября 2016 г. N 1171 "О проведении внеплановых проверок производства и оборота спиртсодержащей продукции"; Приказ Роспотребнадзора от 30.01.2017 №43 «О проведении внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной торговле алкогольной и спиртосодержащей продукции»; Приказ Роспотребнадзора от 25.01.2017 №31 «О проведении внеплановых проверок розничной продажи спиртосодержащей продукции») проведено 75 проверок.

Составлено 46 протоколов об административном правонарушении.

Вынесено  постановлений о назначении административного наказания, в том числе в виде штрафа 44, в виде предупреждения - 3.

На рассмотрение в суды направлено 4 дела. Все  дела рассмотрены в установленном порядке,  приняты решения (постановления) о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Меры административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения и административного приостановления деятельности не применялись.

Специалистами Управления было внесено 5 представлений об устранении причин и условий совершения правонарушений.

В отчетном периоде исполнено  постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа по материалам Управления на сумму 78 тыс.руб.

В основном при осуществлении деятельности медицинских организаций (стоматологические кабинеты, кабинеты узи. и  прочее) были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, такие как: проведение влажной уборки без применения дезинфицирующих средств; не  проведение  мониторинга устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам; отсутствие  месячного запаса дезинфицирующих средств; не проведение  азопирамовой или амидопириновой пробы на наличие остаточных количеств крови для качества предстерилизационной очистки медицинских инструментов; не проведение контроля качества предстерилизационной очистки; не проведение учета медицинских изделий и т.д.

В ходе проведения  проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли и  общественного питания выявляются в основном нарушения связанные с:

 отсутствием производственного контроля; несвоевременным прохождением медицинского осмотра; неправильным  оформлением  ценников;  не доведением до потребителя   в доступной и наглядной форме необходимой информации;  реализацией расфасованных товаров,  без листов вкладышей, где должна содержаться информация для потребителя; реализацией  продовольственных товаров и пищевых продуктов продавцом  без санитарной одежды и т.д.

Кроме того, были    допущены  нарушения требования технических регламентов Таможенного союза ( ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции"; TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в  части ее маркировки»)  а именно:

осуществлялась реализация молока и молочной продукции в отсутствии товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции, а также были выявлены факты продажи молочной продукции с истекшим сроком годности.

 Кроме того, во исполнение Приказа Роспотребнадзора от 25.01.2017г. №31 «О проведении внеплановых проверок розничной продажи спиртсодержащей продукции» и Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2017 года № 7 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукции» было проверено 14 торговых точек пищевой спиртсодержащей продукции, в 4 из них выявлены факты реализации запрещенной Постановлением  продукции. Арестовано 4 партии спиртсодержащих лосьонов в количестве 153 единиц объемом 15,3л. Возбуждено и передано в суд на рассмотрение 4 дела об административном правонарушении  по статье 14.2. КоАП РФ.

При квалификации правонарушений чаще всего применялись статья 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» 15 раз и  статья 14.43.ч.1.КоАП «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46-1, 20.4».-6 раз

Статья 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта» применялась 1 раз.

Статья 14.8.ч.1. «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы» применялась 4 раза

Статья 14.15. «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» 5 раз

Статья 14.2. «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена» 14 раз

Статья 14.4ч.1 КоАП «Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4-2 настоящего Кодекса» 1 раз.

Из числа вынесенных постановлений об административных правонарушениях 3 постановления вынесено в форме предупреждения.

 

Что же означает для малого бизнеса вместо штрафа – предупреждение.

Послабление для малого и среднего бизнеса прописано в Федеральном законе от 03.07.16 № 316-ФЗ и вступило в силу с 04.07.16. Речь идёт о замене административного штрафа на предупреждение, если правонарушение было совершено впервые.

Для этого были внесены изменения в ст. 1.4, 3.4, 4.1 КоАП РФ и введена новая ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Предупреждение

Как гласит п. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Согласно п. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

По смыслу этих норм, предупреждённое лицо фактически освобождается от материального наказания, но должно будет самостоятельно исправить то, из-за чего оно получило предупреждение.

Конкретных сроков для этого в КоАП РФ не установлено, из чего можно предположить, что этот срок должен быть разумным и достаточным.

Если же новая проверка снова выявит рассмотренное нарушение, то очевидно, что оно будет считаться повторным.

Кого освобождают?

Предпринимателей, юридических лиц, а также их работников, если предприниматели и компании относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Причём к работникам относятся и руководители компаний — п. 3 ст. 1.4 КоАП РФ.

Условия для замены штрафов

Самое главное — правонарушение должно быть совершено впервые.

Перечень правонарушений и наказаний за них приведён в Разделе II КоАП РФ.

Если в тексте конкретной статьи есть указание на возможность применения предупреждения, то к малому и среднему бизнесу должно применяться предупреждение.

А вот в том случае, если в тексте конкретной статьи такого вида наказания, как предупреждение нет, то для малого и среднего бизнеса как раз и применяется льгота в виде замены административного штрафа предупреждением.

         Статья 14.43ч.1 КоАП

Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46-1, 20.4

При этом должны также соблюдаться следующие условия:

 - отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;

- отсутствие угрозы безопасности государства;

- отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- отсутствие имущественного ущерба.

Не может быть заменён административный штраф на предупреждение только по ограниченному количеству статей:

ст. 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

ст. 14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

ст. 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

ст. 14.33. Недобросовестная конкуренция;

ст. 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации;

ст. 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;

ст. 19.5.1. Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму;

ст. 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

ст. 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля;

ст. 19.8.2. Непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

ст. 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт;

ст. 19.27. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета;

ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

ст. 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего;

ст. 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса;

ст. 19.33. Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования. 

Как видите, наиболее вероятным для малого и среднего бизнеса является столкновение с правонарушениями по ст. ст. 19.5, 19.6 и 19.33.

По всем остальным статьям Раздела II, в принципе, можно получить обычное предупреждение.

Рассмотрим, например, новую редакцию — Федеральный закон от 03.07.16 № 290-ФЗ - ст. 14.5 КоАП РФ, посвящённую нарушениям в сфере применения ККМ.

Так, например, в обновлённом п. 2 этой статьи указано, что неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчёта, произведённого без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.; на юридических лиц - от 3/4 до одного размера суммы расчёта, произведённого с использованием наличных денежных средств или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Как видите, здесь не предусмотрено такое наказание как предупреждение. Статья входит в Раздел II КоАП РФ. Следовательно, можно предположить, что для лиц малого и среднего бизнеса, совершивших данное правонарушение в первый раз, возможно назначение наказания в виде предупреждения на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ.

А вот применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий её перерегистрации, порядка и условий её применения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 руб.; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

Так как здесь наказание в виде предупреждения уже предусмотрено, то к лицам малого и среднего бизнеса, совершившим такое правонарушение впервые, должно применяться именно оно.

Кроме того, послабление для малого и среднего бизнеса прописано в Федеральном законе  N 277-ФЗ ОТ 03.07.2016 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", который вступил в силу  с 01 января 2017 года.

Так например, с 1 января жалобы потребителей в Роспотребнадзор рассматриваются по-новому

Изменились  требования к рассмотрению Роспотребнадзором обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Причем, в случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения  внеплановой проверки, но имеются обоснованные сомнения в авторстве такого обращения или заявления, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки.

Так  же  с  01  января  2017  года   вышеуказанным  Федеральным  законом устанавливается,  что  Роспотребнадзор (его  территориальные  органы)   вправе  обратиться  в  суд с  иском   к  соответствующему заявителю о взыскании  расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.


О других изменениях федерального законодательства более подробно мы поговорим  в следующие наши публичные слушания, которые состояться 13 июля 2017 года.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Организация деятельности